ПОУЧЕНIЕ

 

на день Сретенія Господня.

 

И егда исполнишася дніе очищенія ею, по закону Моисееву, вознесоста Его во Iерусалимъ, поставити предъ Господемъ (Лк. 2, 22).

 

Сороковой день по рожденіи младенца, у іудеевъ имелъ священное значеніе, особенно когда родившійся младенецъ былъ первенцемъ у родителей. Тогдя съ обрядомъ очищенія матери, общимъ для всехъ женъ рождающихъ, соединялся еще другой обрядъ посвященія и поставленія первенца предъ Богомъ. Священныя книги и предания іудейскія не сохранили описанія подробностей обряда посвященія, но надо полагать, что онъ обставленъ быль торжественнымъ образомъ, такъ какъ совершался непременно въ храме Iерусалимскомъ, при участіи священника, и сопровождался принесеніемъ священнаго выкупа и жертвопрнпошеніемъ. По внутреннему своему знаменованію действіе посвященія Богу первенца имело отношеніе къ знаменательнейшему событію изъ исторіи народа Божія — чудесному исходу его изъ Египта, частнее къ заключительному акту тяжелой неволи, какую испытали евреи въ стране переселенія. Оно вызывало въ воспоминаніи то губительное шествіе ангела, который истребилъ всехъ первенцевъ египетскихъ оть человека до скота, не коснувшись въ то же время первенцевъ еврейскихъ. Въ благодарность за такое чудесное избавленіе отъ меча ангела первенцы еврейскіе были посвящены Богу и сначала, вероятно, отделялись отъ общества людей, чтобы нести служеніе. соответствующее ихъ назиаченію. Но потомъ, когда съ устройствомъ скиніи было избрано и отделено для служенія при ней колено Левіино, первенцы были освобождены отъ первоначальнаго служенія; только въ напомынаніе объ ихъ особомъ назначеніи установленъ былъ обрядъ посвященія и поставленія первенцевъ предъ Богомъ въ сороковой день но рожденіи.

 

Исполняя такія священныя установленія Моисеева закона, Пресвятая Дева Марія съ Младенцемъ Iисусомъ изъ Виелеема, где, надо полагать, оставалось доселе святое семейство, идетъ въ Iерусалимъ, еже дати жертву по реченному въ законе Господни два горличища или два птенца голубина (Лк. 2, 24). Но зачемъ нужно было эту жертву очищенія, установленную для женъ, рождающихъ обычнымъ порядкомъ, приносить той, рожденіе которой было безсеменно и безмужно, но наитію отъ Духа Святагое Зачемъ, далее, нужно было посвящать Богу Того, Который по человечеству святъ отъ самаго рожденія Своего, а по Божеству перворожденъ всея тварие Конечно, ни неискусобрачнал Дева, ни Богомладепецъ Iисусъ не имели нравственной нужды склонять Свои пречистыя выи подъ иго закона. Только желаніе исполнить всяку правду (Ме. 3, 15) привело ихъ въ 40-й день но рожденіи подъ сень Iерусалимскаго храма.

 

Въ этомъ, равно какъ и во многихъ последующихъ событіяхъ изъ жизни Христа обнаружилось Его глубокое благоговеніе къ закону, Его ревность къ священнымъ установленіямъ Своего народа, что должны были признать за нимъ и самые заклятые враги Его, начальники іудейскіе, несмотря на все стараніе ихъ уловить Христа и выставить Его предъ народомь, какъ нарушителя закона Моисеева.

 

Смотря, бр.(атія), на Iисуса Христа, какъ на высочайшій образецъ для нравственной деятельности всехъ людей, научимся отсюда благоговеть предъ закономъ Господнимъ, располагать свою жизнь по его указанію. Ныне не редкость слышать сужденія подобнаго рода, что многія установленія нашей веры устарели уже, не соответствуютъ духу и потребностямъ времени и нуждаются по меньшей мере въ обновленіи. Зачемъ, говорять, въ христіанскомъ ученіи предлагается целая система предписаній и требованій, связывающихъ якобы свободное движеніе человекае Если христіанство есть религія духа и свободы, то въ ней не должно быть места внешнимъ установленіямъ, препятствующимъ непосредственно духомъ возноситься къ Богу. Выходя изъ такого взгляда, подобные обновители христианства постепенно приходятъ къ отрицанію необходимости богослуженія, священства и всехъ обрядовъ церковныхъ. Богъ и человекъ – вотъ два звена религіи и между ними не должно быть никакого посредства. Но говорящіе такъ забываютъ о томъ безконечномъ разстояніи, которое лежитъ между Богомъ, Существомъ всесовершеннымъ, и Его созданіемъ —человекомъ, существомъ слабымъ и греховнымъ. Если и къ земному царю являются только после тщательной подготовки, напередъ продумавъ свои слова и действія, то какова тщательность, какое вниманіе требуется отъ человека, ищущаго общенія съ БогомъеИззуй сапоги отъ ногъ твоихъ (Исх. 3, 5), говорилъ изъ купины Моисею Господь, приглашая вступить въ беседу съ Собой: отринь мірской образъ мыслей, стань выше земли и всего земнаго, преисполнись благоговенія и тогда приступай ко мне. Засвидетельствуй людемъ и очисти  днесь и утре и да исперутъ ризы своя и да будутъ готови въ третій день (Исх. 19, 10), такъ приготовлялъ Господь чрезъ раба своего Моисея народъ израильскій къ синайскому законодательству, а при заключеніи самаго завета синайскаго снова говорилъ Моисею: взыди (на гору Синай) ты и Ааронъ, жрецы же и лидіе да не нудятся взыти къ Богу, да не когда погубитъ отъ нихъ Господь (Исх. 19, 24). Итакъ, не всякій человекъ и темъ более не во всякое время и не во всякомъ состояніи можетъ дерзать приближаться къ Богу, для сего нужно напередъ очиститься и освятиться. По звавшему вы святому и сами святи во всемъ житіи будете, зане писано есть: святи будите, яко азъ святъ есмь (I Петра 1, 15-16). Для достиженія же этой возвышеннейшей цели нашей жизни потребны многія и продолжительныя усилія, направленныя къ искорененію изъ нашей природы всего нечистаго и греховнаго и къ пріобретенію въ заменъ сего святыхъ навыковъ, чистыхъ расположеній и спасительныхъ деяній. Для сего въ руководство человеку и данъ законъ божественный, указывающій несовершенства и погрешности падшаго человека и ведущій его къ богоподобію; для сего установлены таинства и священнодействія церковныя, восполняющія слабость и недостаточность силъ человека и укрепляющія его на пути спасенія; для сего существуетъ богоустановленное священство, на обязанности котораго лежитъ указаніе грешнику пути спасенія и содействіе  ему наставленіями и молитвой. А все эти священныя установленія нашей веры существуютъ и действуютъ, какъ ясно, не для стесненія и ограниченія человека, а для содействія ему, въ помощь ему. Они служатъ какъ-бы ступенями, по которымъ человекъ, возвышаясь, постепенно приближается къ небу, къ Самому Господу.

 

Не приклоняйте же, бр., своего слуха къ клварнымъ и льстивымъ речамъ провозвестниковъ мнимой свободы, или вернее, своеволія, которые готовы ниспровергнуть законы божескіе и человеческіе, и взаменъ ихъ водрузить господство грубыхъ, разнузданныхъ страстей. Изъ примера Iисуса Христа, отъ дней юности Своей навыкшаго послушанію воле Отца Своего небеснаго, научитесь и вы охотно склонять свои выи подъ легкое и благое бремя заповедей Господнихъ. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *