Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение)

Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста, а ему предшествует Лазарева суббота.

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

Ранняя весна 30 г. н. э. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Приближается еврейская Пасха, и за шесть дней до неё Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он покажет божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придёт вечное Мессианское Царство. Но Христос не собирается и не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного, когда человек начинает с пониманием отличать добро от зла, а попытки изменить власть насилием всегда оборачиваются ещё большей бедой.

Пройдёт всего четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию – Царя иудейского восторженными криками, будет в озлоблении требовать у Пилат: «Распни, распни Его!», потому что Он обманет надежды толпы, не даст власти над римлянами…

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской…» (Б. Пастернак).

В пятницу 6-й недели оканчивается Великий Пост и с понедельника начинается Страстная седмица, в этот день вечером в храмах служится великое повечерие. В субботу недели Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения, умершего четыре дня назад Лазаря, поэтому суббота называется Лазаревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа. Воскрешение Лазаря явилось и одной из причин по которой иудеи хотели быстро убить Христа, а с ним и Лазаря, так как многие люди приходили посмотреть на воскресшего Лазаря и начинали верить в то что Иисус Христос действительно Сын Божий.

В субботу на вечернем богослужении и в воскресение утром после Божественной Литургии будут освящаться ветви вербы людей, пришедших встретить Господа. Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыре-десятницы к Страстной седмице. В субботу разрешается постящимся людям вкушать рыбную икру, а в воскресение рыбу.

На Страстной седмице в пятницу в два часа дня будет совершаться вынос Плащеницы из алтаря и будет полагаться во гроб в центре храма. В субботу после Литургии начнётся освящение куличей и яиц до десяти часов вечера и уже в Воскресение Христово продолжится освящение с трёх часов утра до шести утра.

Поздравляем всех жителей и гостей нашего города и района с великим праздником Входа Господня в Иерусалим!

 

Эдуард БОНДАРЬ, ответственный за катехизацию и религиозное образование,

помощник благочинного Речицкого округа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *